Школьная готовность (или «школьная зрелость», также известная как «подготовленность к школе») означает, что ребенок достиг определенного уровня, где он уже может успешно справляться с учебными нагрузками в школе без вреда для своего физического и психологического состояния. Это понятие включает в себя психологические, педагогические и физические аспекты.
Очень часто родители сосредотачивают свое внимание на предметной или педагогической готовности своего будущего первоклассника. Они учат его чтению, письму и счёту, забывая, что лучше доверить это специалистам, которые работают по проверенным методикам и обладают необходимой квалификацией для создания эффективного и комфортного образовательного процесса для первоклассника. Курс подготовки к школе «ONKSchool.RU» учитывает индивидуальные особенности дошкольника и степень его готовности к школе. Ведь все дети очень разные, но наш процесс обучения будет комфортным для всех.
Физиологическая и психологическая готовность ребенка к изменению своего статуса, а также к адаптации в школьной среде и успешному усвоению большого объема новых знаний — это важные компоненты школьной зрелости. Эти аспекты помогут ребенку успешно адаптироваться к своей новой роли школьника и достичь успехов в учебе.
Почему важно уделить внимание психологической готовности ребенка к обучению.
Иногда бывает так, что даже если ребенок обладает уже заученными навыками чтения, письма и счета, он все равно может быть совершенно неготов к обучению в школе. Причина в том, что школьная зрелость требует, чтобы уровень развития психики ребенка достиг такой стадии, которая позволяет ему успешно участвовать в процессе обучения в школе. Не является секретом, что определенные навыки и знания лучше всего усваиваются детьми на определенных возрастных этапах. Попытаться научить младенца говорить или детей дошкольного возраста решать сложные арифметические уравнения будет бесполезным и вредным занятием. Ведь мозг ребенка, а также его корковые и регуляторные функции еще не достигли такого уровня зрелости, чтобы эффективно усвоить любые навыки.
Когда приходит время ребенку идти в первый класс, он должен быть готов:
- Желать идти в школу для обучения, а не только для игр. Он должен стремиться расширить свой круг общения, включая своих одноклассников и учителей. У ребенка должна быть адекватная самооценка, которая говорит: «Я умею это, а это я пока не умею, но это не делает меня хуже».
- Иметь интеллектуальную готовность, которая означает, что у него должна быть развитая память, воображение, образное и пространственное мышление, а также развитая речь и некоторые знания о мире.
- Быть эмоционально-волевым, то есть иметь способность к свободе выбора и саморегуляции, уметь следовать правилам, выполнять требования, контролировать себя и соблюдать нормы поведения в обществе без помощи взрослых.
Уровни школьной готовности
Есть четыре уровня готовности ребенка к школе, от самого высокого до самого низкого.
Высокий уровень школьной готовности
Когда можно сказать, что ребенок полностью готов к поступлению в первый класс. Критерии готовности включают хорошее физическое развитие, активность и энергичность, отсутствие хронических заболеваний, хорошо развитую мелкую моторику рук (готовность к письму), развитие фонематического слуха, широкий кругозор, словарный запас не менее 3000 слов и умение использовать их активно, понимание переносного значения слов. Также важно наличие педагогических навыков, таких как попытки читать и считать, знание цифр и счет. Хотя это официально не является обязательным для поступления в школу, такое заинтересованное поведение говорит о психологической готовности ребенка к обучению. Очень важно также умение регулировать свое поведение, понимать правила, подчиняться им и иногда делать то, что не очень хочется, но необходимо. Если ребенок проявляет устойчивое стремление идти в школу, не только ради новых знакомств и игр, а именно ради обретения новых знаний, это свидетельствует о высоком уровне готовности ребенка к обучению.
Даже детей с высоким уровнем готовности к школе ждет период адаптации в первом классе. Однако у них он пройдет намного спокойнее, чем у детей с низким уровнем готовности к школе.
Средний уровень школьной готовности
Школьная зрелость среднего уровня в основном схожа с предыдущим высшим уровнем. Однако у ребенка возникают некоторые трудности, которые можно охарактеризовать как местные. Мелкая моторика руки почти готова к письму, но требуется некоторая ее коррекция. Слух ребенка отличный, он знает стихи и сказки, его словарный запас достаточно обширный. Показательно, что ребенок способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы родителей, услышав от них историю или сказку. Он также довольно хорошо знает цифры и некоторые буквы, спонтанно контролирует свое поведение и способен успешно решать учебные задачи. Однако ему требуется небольшая помощь взрослых в виде дополнительной стимуляции, так как ему скучно учиться.
Уровень школьной готовности ниже среднего
У такого ребенка желание учиться в школе нестабильно: один день он хочет играть, а на следующий день он стремится получить новые знания. Его речь не очень развита, и это заметно в его коммуникации. Кроме разговоров, речь играет важную роль в регуляции поведения. Ребенок должен уметь мотивировать себя на выполнение задач, например: «Я не пойду гулять, пока не закончу писать эту строчку красивым почерком». Поэтому неразвитая речь влияет и на логику, и на самоволие ребенка. Зачастую можно заметить, что при выполнении заданий он запутывается: не может обнаружить очевидные сходства или различия в понятиях, не всегда может обобщить предметы по ключевому признаку. Физическое развитие, как правило, хорошее или удовлетворительное. Когда уровень школьной готовности у ребенка ниже среднего, взрослым приходится не только помогать, но и буквально наблюдать за ним, пошагово направляя его в действиях. Взрослым следует понимать, что ребенку будет трудно учиться при таком уровне готовности. Если есть возможность, лучше отложить поступление в школу на год.
Низкий уровень школьной готовности
У такого ребенка физическое развитие, как правило, хорошее или удовлетворительное, но наблюдается узкий кругозор и ограниченный словарный запас. Он может пересказать прочитанную сказку или рассказ только при активной помощи взрослого в виде наводящих вопросов. Рука этого ребенка еще не готова к письму, и без помощи взрослого он не может справиться с заданиями, соответствующими его возрасту. У него также низкая мотивация к учебе. В этом случае, имеет смысл для этого ребенка задержаться в дошкольной группе на год.
Важно помнить, что существует множество объективных причин, которые могут задержать формирование школьной зрелости и затруднить процесс освоения школьных навыков у ребенка. Если причина заключается в определенной незрелости корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год, чтобы он сравнялся со своими сверстниками. Вместо обучения этот год рекомендуется посвятить развитию и социализации ребенка. Для здоровья ребенка будет лучше, если его уровень базовых знаний будет немного не соответствовать школьным требованиям, но при этом он физически здоров, с нормальным неврологическим состоянием, обладает выраженной эмоциональной зрелостью и с ярким желанием пойти в школу и узнать новое. Ведь трудности в учебе преодолимы, но сложная социальная адаптация в первом классе может негативно сказаться на последующих школьных успехах ребенка.
Как повысить уровень школьной готовности
Профессиональные преподаватели ONKsсhool.RU обладают необходимыми знаниями и опытом, чтобы помочь учащимся сформировать высокий уровень школьной готовности. Они знают, как создать комфортную и стимулирующую образовательную среду, в которой ребенок сможет эффективно развиваться и усваивать новые знания. Благодаря индивидуальному подходу и методикам, преподаватели помогают детям развить навыки чтения, письма, математики и другие ключевые компетенции. Они также обучают ребенка ответственности, самоорганизации и умению работать в группе, что способствует успешной адаптации к школьной жизни. Благодаря профессиональным преподавателям ONKsсhool.RU ребенок получит надежную поддержку и помощь в формировании высокого уровня школьной готовности.